Подготовка к Таинствам

Как подготовиться к Таинству Крещения

О Крещении взрослых

Взрослых – от 12 лет и старше – крестят только после прохождения огласительных бесед со священником. После прохождения бесед, крещение взрослых совершается на особых Крещальных литургиях (в нашем храме не совершаются).

О Крещении детей

Перед крещением детей, крестные (восприемники) и родители должны пройти огласительные беседы со священником.

 Темы огласительных бесед для взрослых, крестных (восприемников) и родителей:

      – о Боге

      – о Божественном Откровении

      – о творении мира

      – о Церкви и таинствах

Крещение – это таинство, в котором верующий, при особых действиях священника (помазывании, погружении в воду и других), таинственно – действием Божиим умирает для жизни греховной и возрождается для жизни праведной и святой. Это таинство символизирует духовное рождение человека и поэтому не может совершаться повторно.

В таинстве Крещения человек усыновляется самому Богу, а значит, становится братом или сестрой во Христе каждому православному христианину. Необходимым условием принятия этого великого Таинства взрослым человеком является твердая вера в Бога и покаяние во всех грехах совершенных до принятия Крещения. Человек, ставший христианином, приносит особые обеты Богу и поэтому должен иметь намерение решительно поменять свою жизнь по слову Спасителя: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди (Ин. 14, 15).

Крестные родители – восприемники. Восприемник – человек, принимающий на себя обязанность наставлять крестника в духовной жизни, молиться о нем, следить за его воспитанием, учить благочестивой жизни, целомудрию, кротости, любви и другим добродетелям. На крестного ложиться и часть ответственности за поступки его духовного чада.

Выбирая крестных своим детям, родителям следует руководствоваться прежде всего не соображениями их социального или имущественного статуса, а уверенностью в том, что будущие крестные, сами являясь верными православными христианами, смогут выполнять те обязанности, которые на них возлагаются в таинстве Крещения.

Не могут быть крестными:

Родители для собственных детей.

Лица, состоящие между собой в браке (либо жених и невеста). При этом супругам допускается быть восприемниками разных детей одних и тех же родителей, но разновременно.

Неверующие.

Некрещеные.

Несовершеннолетние.

Душевнобольные (люди с расстройством психики).

Лица, пришедшие в храм в нетрезвом виде.

Оглашение (т.е. наставление, обучение основам веры) необходимо для того, что бы решение о принятии Святого Крещения было осознанным, твердым и самостоятельным, основанном на личных убеждениях и стремлениях. Поэтому при крещении детей и назначаются восприемники, по вере которых и возможно только совершить Таинство. Неразумно приступать к Таинству Крещения по причине давления родственников или знакомых, потому что «все крестятся», без понимания необходимости и сути происходящего. Недопустимо и кощунственно креститься «по совету» различных «ясновидящих», «целителей», «бабушек», экстрасенсов или магов; для того чтобы «исправить карму», «зарядиться космической энергией» и т.п. Не зная основ Православной веры невозможно достойно подготовиться и принять Таинство Крещения.

Желающий креститься должен осознанно принимать Таинство для того, что бы оно действительно совершилось. «По вере вашей да будет вам», – говорил Христос тем, кто приходил к нему с просьбой об исцелении. Святитель Кирилл Александрийский так говорит о недостойно принимающих Крещение: «…люди крестят, а Дух Святой крестить не будет».

Необходимо особо отметить, что перед крещением нужно обязательно прочитать Евангелие.

Так же крещаемым рекомендуется разобрать и выучить молитвы «Отче наш» и Символ веры, а так же ознакомиться с литературой о таинстве Крещения и основах православия.

Как подготовиться к Таинству Исповеди

Исповедь — таинство, в котором христианин свидетельствует о решимости исправить свою жизнь перед Богом. Кающийся в присутствии свидетеля-священника открывает Богу свои грехи и обещает не повторять их, а священник молится о прощении грехов исповедующегося. Oт исповеди следует отличать доверительную беседу со священником, где можно обсудить некоторые подробности своей жизни и получить ответы на вопросы.

СОВЕТЫ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ИСПОВЕДИ

  1. Осознать свои грехи. Если вы задумались об исповеди, значит, вы признаете, что в своей жизни что-то делали не так, как нужно. Именно с осознания своих грехов и начинается покаяние. Что является грехом, а что нет? Грех — это все, что противоречит Божией воле, или, иначе говоря, замыслу Бога относительно мира и человека. Замысел Божий о мире открывается в Священном Писании — Библии. Частичным, наиболее «сжатым» выражением замысла Божия относительно практической жизни человека являются заповеди — Десять заповедей, данные пророку Моисею. Суть этих заповедей Иисус Христос свел к следующему: «Люби Господа Бога всем сердцем своим» и «люби ближнего своего как самого себя» – т.е. грех, прежде всего то, что противоречит любви.
  2. С рассуждением использовать «списки грехов». Подготовке к исповеди они могут даже повредить, потому что очень успешно помогают превратить исповедь в формальное перечисление «того-что-является-грехом». На самом делеисповедь формальной быть не должна ни в коем случае. Исключением может быть «памятка» грехов, которые часто не осознаются таковыми. Так, важно осознавать:

а.    Грехи против Господа Бога:

—      неверие в Бога, признание какой-либо значимости за иными «духовными силами», религиозными доктринами, помимо христианской веры; участие в иных религиозных практиках или обрядах, даже «за компанию», в шутку и пр.

–     вера номинальная, никак не выражаемая в жизни, то есть практический атеизм (можно признавать умом существование Бога, но жить так, словно неверующий);

–     творение «кумиров», то есть вынесение на первое место среди жизненных ценностей чего-либо, помимо Бога. Кумиром может стать что угодно, чему реально «служит» человек: деньги, власть, карьера, здоровье, знания, увлечения, — всё это может быть и хорошим, когда занимает соответствующее место в личной «иерархии ценностей», но, становясь на первое место, превращается в кумира;

–     обращение к разного рода гадалкам, ворожеям, колдунам, экстрасенсам и пр. — попытка «подчинить» духовные силы магическим путем, без покаяния и личного усилия по изменению жизни в соответствии с заповедями.

б. Грехи против ближнего:

–     эгоизм, пренебрежение людьми,  проистекающее из гордыни и самости, пренебрежение и невнимание к нуждам ближнего;

–     осуждение и обсуждение недостатков ближних («От слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься», — говорит Господь);

–     блудные грехи разного рода, особенно прелюбодеяние (нарушение супружеской верности) и противоестественные половые связи, что несовместимо с пребыванием в Церкви. К блудному сожительству относится и распространенный сегодня т.н. «гражданский брак», то есть сожительство без регистрации брака. Следует, однако, помнить, что зарегистрированный, но невенчанный брак не может расцениваться как блуд и не является препятствием для пребывания в Церкви;

–     аборт – лишение жизни человеческого существа, по сути, убийство,

–     присвоение чужой собственности, отказ от оплаты труда других людей (безбилетный проезд), удержание заработной платы подчиненных или наемных рабочих;

–     ложь разного рода, особенно – клевета на ближнего, распространение слухов (как правило, мы не может быть уверены в правдивости слухов), недержание слова.

  1. Говорить только о грехах, причем собственных. Говорить на исповеди надо о своих грехах, не пытаясь их приуменьшить или показать извинительными. Как часто священники, принимая исповедь, слышат вместо исповедания грехов житейские истории обо всех родственниках, соседях и знакомых. Когда на исповеди человек рассказывает о причиненных ему обидах, он оценивает и осуждает ближних, по сути, оправдывая себя.
  2. Не выдумывать особого языка. Говоря о своих грехах, не стоит заботиться о том, как бы их «правильно» или «по церковному» назвать. Надо называть вещи своими именами, обычным языком. Вы исповедуетесь Богу, Который знает о ваших гpexax даже больше, чем вы сами, и называя грех так, как он есть, Бога вы точно не удивите.

Не удивите вы и священника. Порой кающимся стыдно назвать священнику тот или иной грех, либо есть опасение, что священник, услышав грех, осудит вас. На самом деле священнику за годы служения приходится выслушивать очень много исповедей, и удивить его непросто. Будучи свидетелем искреннего покаяния в серьезных грехах, священник никогда не осудит, а обрадуется обращению человека от греха на путь праведности.

  1. Говорить о серьезном, а не мелочах. Главное внимание должно быть уделено отношению к Богу и ближним. Причем под ближними, согласно Евангелию, понимаются не только люди, которые нам приятны, но все, встретившиеся нам на жизненном пути. И, прежде всего, – члены нашей семьи. Христианская жизнь для семейных людей начинается в семье и ею же проверяется. Здесь лучшее поле для воспитания в себе христианских качеств: любви, терпения, прощения, принятия.
  2. Начать менять жизнь еще до исповеди. «Покаяние» с греческого языка переводится буквально — «перемена ума». Недостаточно признать, что в жизни совершал такие-то и такие-то проступки. Бог — не прокурор, а исповедь — не явка с повинной. Покаяние должно быть переменой жизни: кающийся намерен не возвращаться к грехам и всеми силами старается удержать себя от них. Такое покаяние начинается за какое-то время до исповеди, и, приходя в храм к священнику, уже свидетельствует о происходящей в жизни перемене.

Нужно оговорить, что когда мы говорим об изменении жизни и отказе от греха, то имеются в виду прежде всего грехи так называемые «смертные», по слову Апостола, то есть несовместимые с пребыванием в Церкви. Такими грехами христианская Церковь издревле считала отречение от веры, убийство и прелюбодеяние. К грехам такого рода можно отнести и крайнюю степень других человеческих страстей: злобу на ближнего, воровство, жестокость и прочее, что может быть прекращено однажды и навсегда усилием воли, сочетающимся с помощью Божией.

Что же касается грехов мелких, так называемых «повседневных», то они во многом могут повторяться и после исповеди. К этому надо быть готовым и принимать это смиренно как прививку против духовного превозношения: совершенных среди людей нет, безгрешен только один Бог. Но важно не низводить их в статус нормы, потому что они «есть у всех» или «сейчас все так живут», а продолжать вести с ними борьбу.

  1. Быть в мире со всеми. «Прощайте, и прощены будете», – говорит Господь. — «Каким судом судите, таким будете судимы». И еще более сильно: «Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой». Если мы просим у Бога прощения, то сами должны прежде простить обидчиков. Конечно, бывают ситуации, когда попросить прощения непосредственно у человека невозможно физически, либо это приведет к обострению и без того сложных отношений. Тогда важно, по крайней мере, просить со своей стороны и не иметь в сердце ничего против ближнего.

Епитимия. Во время исповеди священник может назначить епитимию: воздержание на какое-то время от причащения, чтение особых молитв, земные поклоны или дела милосердия. Это не наказание, а средство к тому, чтобы изжить грех и получить полное прощение, епитимья назначается с согласия кающегося и при его решимости её исполнять. Епитимия может быть назначена, когда священник не встречает со стороны кающегося должного отношения к серьезным грехам, либо, наоборот, когда видит, что у человека есть потребность в том, чтобы что-то сделать практически для уврачевания греха. Епитимия не может быть бессрочной – она назначается на какое-то определенное время, и потом должна быть прекращена.

Комментирование запрещено